Парламент

О пробелах в регулировании суррогатного материнства заявила депутат

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Гүлдара Нұрым подняла вопросы регулирования суррогатного материнства в Казахстане, передает Elordainfo.kz.

В своем депутатском запросе к заместителю Премьер-министра — министру культуры и информации Республики Казахстан Аиде Балаевой она подчеркнула, что Глава государства Касым-Жомарт Токаев одной из ключевых задач государственной политики определяет поддержку социально уязвимых слоев населения, а также защиту материнства и детства.

«Именно в этом проявляется справедливость государства и неравнодушие общества», — отметила Гүлдара Нұрым.

По ее словам, на сегодняшний день регулирование суррогатного материнства в Казахстане содержит существенные пробелы.

«Это создает риски коммерциализации, эксплуатации женщин и детей, а также способствует формированию незаконных каналов донорства», — подчеркнула парламентарий.

В запросе отмечается, что суррогатное материнство является методом вспомогательной репродукции.

«При котором суррогатная мать вынашивает и рожает ребенка для других лиц по медицинским показаниям (отсутствие матки, тяжелые хронические заболевания, неудачные попытки ЭКО, высокие риски для здоровья)», — говорится в обращении.

Несмотря на наличие законодательной базы, практика суррогатного материнства, по словам депутата, сопряжена с рядом серьезных рисков, требующими скорейшего введения ограничений и запретов.

В частности, мажилисмен указала на проблемы трансграничного суррогатного материнства.

«Во-первых, заказчиками услуг СМ могут выступать как граждане Казахстана, так и иностранцы. В случаях международного СМ регулярно возникают конфликты и судебные процессы, связанные с определением родительства, гражданства и юридического признания ребенка. Наиболее серьезный риск – отсутствие взаимного признания родительства, что может привести к безгражданству или неопределенному правовому статусу ребенка», — отметила она.

Также, по словам Гүлдары Нұрым, в стране относительно мягкое регулирование так называемого «репродуктивного туризма».

«Во-вторых, относительно «мягкое» регулирование делает Казахстан привлекательным для «репродуктивного туризма», поскольку во многих соседних странах (Россия, Китай) и ряде развитых стран (Германия, Франция) СМ полностью запрещено или существуют строгие ограничения», — подчеркнула она.

Отдельное внимание в запросе уделено социальной и психологической уязвимости женщин, участвующих в программах СМ.

«В-третьих, участие молодых женщин в программе СМ из-за финансовых трудностей несет риск негативных психологических последствий и травм, связанных с разделением с новорожденным. Вовлечение значительных финансовых средств создает угрозу превращения детей в «товар», а эксплуатация уязвимых слоев населения расценивается как «новая форма торговли людьми»», — говорится в депзапросе.

Она также выразила обеспокоенность активностью иностранных агентств.

«В-четвертых, активная заинтересованность иностранных агентств в сотрудничестве с казахстанскими ЭКО-клиниками, наблюдаемая за последние три года, свидетельствует о целенаправленном использовании биоматериала казахстанских женщин в коммерческих целях», — отметила депутат.

Кроме того, по словам мажилисмена, деятельность таких агентств остается вне государственного контроля.

«В-пятых, деятельность иностранных агентств не регулируется и не контролируется уполномоченными государственными органами, поскольку они не являются медицинскими учреждениями. Их бесконтрольность создает риск создания нелегальных каналов торговли младенцами», — подчеркнула она.

Для решения вышеуказанных проблем, обеспечения наилучших интересов ребенка, сохранения репродуктивного потенциала нации и предотвращения криминализации сферы, Гүлдара Нұрым предложила принять ряд конкретных мер:

  1. Внедрить обязательное лицензирование клиник и агентств, а также публиковать их открытые реестры. Целью регулирования должно стать предотвращение принуждения и использования уязвимого положения суррогатных матерей, а также обеспечение их свободного, информированного и добровольного согласия.
  2. Принять меры по учету нотариальных договоров между участниками СМ с использованием цифровых инструментов и интеграцией в информационные системы нотариальных контор.
  3. Рассмотреть вопрос о предоставлении услуг СМ на территории РК только для граждан Казахстана. Данная мера соответствует практике стран, вводящих строгие ограничения или полный запрет на услуги для иностранных граждан (например, Россия), или отдающих предпочтение своим гражданам (например, Армения), для защиты от последствий «репродуктивного туризма».

Ранее сообщалось, что парламентарий указал на «серую зону» в сфере такси.