Здоровье

Почему казахстанцы теряют статус в ОСМС и как этого избежать

Многие казахстанцы считают себя застрахованными в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), однако при обращении в поликлинику сталкиваются с отсутствием статуса. Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) назвал самые частые ошибки, из-за которых граждане теряют страховой статус, передает Elordainfo.kz.

Согласно закону «Об ОСМС», статус застрахованного сохраняется при наличии оплаченных взносов за прошедшие или предстоящие 12 месяцев. Однако самостоятельные плательщики часто ошибаются при оплате — например, платят за 12 месяцев как за один, неверно выбирают год или оплачивают не весь период, а только оставшиеся месяцы текущего года. В таких случаях статус не присваивается.

Официальный представитель Фонда Забира Оразалиева объяснила, что в случае ошибок платежи можно вернуть, подав заявление через портал «Правительство для граждан» с приложением квитанций.

Кроме того, если до конца месяца осталось мало времени и обращаться за медицинской помощью не планируете, Фонд советует оплачивать взносы, начиная со следующего месяца. Например, оплатив период с сентября 2025 по август 2026 года, гражданин получит страховой статус на весь год.

При длительном отпуске свыше месяца взносы нужно распределять пропорционально дням отпуска и оплачивать единым платежом. В случае длительного обучения или больничного работник должен самостоятельно оплатить взносы (4 250 тенге) за соответствующий месяц, чтобы не потерять статус.

 «Начиная с 2026 года будет введена важная норма для повышения стабильности участия в системе ОСМС. Если человек регулярно платил взносы в течение пяти лет, но по каким-то причинам не смог внести платеж, его статус будет сохраняться не 3 месяца, как раньше, а до 6 месяцев, в случае, если участие в системе ОСМС не достигает 5 лет, то статус застрахованности сохраняется так же, как и ранее 3 месяца», — сообщила Оразалиева.

По ее словам, это изменение позволит поддержать граждан, которые регулярно участвовали в системе, но столкнулись с временными трудностями.

В Фонде напомнили, что взносы на ОСМС можно оплатить через мобильные приложения любых банков второго уровня, терминалы быстрого платежа и отделения «Казпочты».

При возникновении вопросов или проблем с получением медицинской помощи Фонд рекомендует обращаться в Службу поддержки пациентов в поликлинике или через официальные каналы: сайт msqory.kz, мобильное приложение Qoldau 24/7 и Telegram-бот SaqtandyryBot.